Неділя, 05.05.2024, 00:16
Вітаю Вас Гість | RSS

Дика Слива (Wild Plum)

Каталог статей

Головна » Статті » Мої статті

Допит князя Щербатова. Частина -1

Князь ЩЕРБАТОВ


.У недавньому матеріалі, від ми згадували колишнього міністра Внутрішніх справ Російської імперії, правління 1915 року, Миколу Щербатова. Його батько Борис, мешкав у Тернах, та і син, як його називали "летючий міністр" ( через нетривале керування ) був частим гостем нашого краю. 
Свого часу , Тимчасовий уряд, зробив допити тогочасних керівників уряду по різноманітних питаннях, що стосуються їхнього правління .Серед 88-ми допитаних, 27 - го вересня 1917 - го року цю процедуру пройшов і екс- міністр Микола Щербатов. 
Для тих, хто цікавиться історичною тематикою, подаєм повний текст його допиту, опублікований у книзі
 

.. 
.Содержание. 

Назначение Щербатова министром внутренних дел. 
Отношение б. государя к этому назначению. 
Отношение б. императора к общественным организациям и союзу русского народа. 
Неотправленная телеграмма князю Львову и М. Челнокову. 
Отношение б. императора к Государственной Думе. 
Влияние бывшей императрицы. 
Представление Щербатова бывшей императрице. 
Распутин. 
Отношение б. императора к совету министров и Щербатову в вопросе о конституционной монархии. 
Либеральный совет министров середины 1915 года. 
Отношения совета министров к Горемыкину. 
Ненормальные отношения между гражданской и военной властью. Постановка транспорта. 
Отношение к бывшему императору, как верховному главнокомандующему. 
Характеристика бывшего императора. 
Совет министров и его председатель Горемыкин. 
Почему совет министров был против бывшего императора, как верховного главнокомандующего. 
Отсутствие придворных влияний. 
Вера бывшего императора в силу и влиятельность черносотенных организаций. 
Распутин и министерство Щербатова. 
Щербатов о Маклакове и Хвостове. 
Личный состав министерства внутренних дел. 
Приглашение директором полиции Моллова. 
Деятельность департамента полиции. 
Перлюстрация писем. 
Отношение к общественным организациям, работавшим на оборону. 
Товарищи министра – Золотарев, Волжин. 
Причина ухода Джунковского. 
Отношение министерства внутренних дел к еврейскому вопросу. 
Отношение б. императора к еврейскому вопросу. 
Дело о столкновении войск с рабочими в Иванове-Вознесенске. 
Рептильный фонд. 
Субсидии из средств департамента полиции черносотенным организациям и на иные цели. 


Председатель. 
- Князь Н.Б.Щербатов. Вы были управляющим министерством внутренних дел с 5-го июня 1915 года и до 26-го сентября того же года? 
А раньше вы занимали какой пост? 
Щербатов.  Управляющего главным управлением государственного коннозаводства. 
Одно время я был членом государственного совета по выборам полтавского губернского земства и совмещал эти должности, а потом отказался от должности члена государственного совета. 


Председатель. – По ходу наших работ, которые теперь приближаются к концу, нам необходимо выслушать ваши объяснения по некоторым общим вопросам политической жизни того момента, когда вы были у власти, а также по поводу некоторых вопросов внутриведомственных министерства внутренних дел. 
Так, может быть, сперва вы сообщите Комиссии, при каких обстоятельствах состоялось ваше назначение на пост управляющего министерством внутренних дел и затем, каковы были главнейшие политические факты внутренней жизни за время вашего пребывания в нем? 
Щербатов. – О том, что явилось предположение о назначении меня министром внутренних дел, я узнал дней за 7-8 и даже, может быть, меньше, потому что приехал из служебной поездки на Северный Кавказ, если не ошибаюсь, 2-го июня. 
В день приезда я узнал, что слухи и разговоры, которые носились прежде, – этих разговоров было чрезвычайно много, и я им не придавал значения, повидимому, принимают серьезный характер. 
Узнал я об этом от А. В. Кривошеина. 
Выяснилось, что желание о назначении меня министром внутренних дел исходило от большинства тогдашнего совета министров, то-есть от всех кроме председателя. 


Иванов. – Горемыкина? 
Щербатов. – Как это до государя дошло, мне неизвестно. Быть министром мне чрезвычайно не хотелось по целому ряду соображений. 
Я служил исключительно по выборам, был земцем, губернским предводителем дворянства, а до того – на военной службе, еще 25 лет назад. Назначение мало меня порадовало. 
По телефону дня за 3-4 ко мне позвонил председатель совета министров и спросил, когда я могу к нему заехать? Я в тот же день заехал, и он заявил мне о желании государя назначить меня на этот пост. 
Я сказал, что во время войны не нахожу возможным отказаться, хотя для меня назначение нежелательно, что считаю я себя для этой роли, по целому ряду соображений, неподходящим: и по отсутствию подготовки, и потому, что не занимал тех постов, которые к этому подготовляют, даже в службе по выборам, и что я едва ли буду подходящим для правительства в данный момент по некоторым своим взглядам, и что, во всяком случае, я хотел бы до своего назначения иметь обстоятельный разговор с государем. 
Вместо этого, я получил в ночь с 5-го на 6-е указ сената без предварительного разговора. 
Для меня было вполне ясно, что такой предварительный разговор являлся для государя нежелательным. 
По свойству его характера, – человек это слабовольный (он спорить не умеет абсолютно: он или соглашается с своим собеседником или, после разговора, все-таки делает по-своему), вероятно, он вспомнил, что, когда я был вызван для назначения главноуправляющим государственным коннозаводством, то и тогда торговался, как приказчик со своим доверителем, поставил целый ряд пунктов и заявил, что если они будут приняты, то я соглашаюсь. 
И, благодаря этому, управление государственным коннозаводством шло, в общем, при мне довольно хорошо; я утроил бюджет в один год, и, в общем, мои мероприятия были удачны. Конечно, я понимал, что тут задачи совсем другие, калибр другой, а кроме того, я отлично понимал, что такой разговор ни к чему не привел бы, и в результате назначение мое не состоялось бы. 

Председатель. – То-есть, это разговор с Горемыкиным?
 Щербатов. – Нет, с государем. 
И так как он был убежден, что я буду ставить вопросы категорически определенно, а он ответов не даст, а мое назначение, в силу обстоятельств, которые мне были неизвестны, желательно, то разговор он откладыва 
Представился я первый раз после моего назначения, кажется, 7 или 8 дней спустя. 
И вот я начал с сожаления о невозможности объясниться, потому что мое назначение, может быть, и не состоялось бы тогда, но что, во всяком случае, я считаю своим долгом высказать мою точку зрения и после назначения, что, конечно, для меня не совсем благоприятно. 
Тут я минут 20 имел разговор, в котором определил свои взгляды. 


Председатель. – Будьте добры вкратце передать содержание вашей беседы.
 Щербатов. – Во-первых, как я смотрю на положение министра внутренних дел: что такое министр внутренних дел? Прежде всего я считаю, что министр внутренних дел не есть министр полиции, а что он ответственен за полицию постольку, поскольку ответственен в выборе лиц, потому что министром полиции фактически министр внутренних дел быть не должен. 
«Угодно вам согласиться на такую точку зрения?» – «Да». 
– Тогда он меня спрашивает: «Как вы относитесь к ген. Джунковскому?». 
Я говорю: «Я ген. Джунковского давно знаю и, как к человеку, отношусь к нему с полным доверием, но, насколько он подходит к этой должности, судить не берусь. 
А пользовался он доверием вашего величества?» – «Да, полным». Относительно Джунковского это особенно характерно, потому что не прошло и 2-х месяцев, как я получил записку (без всякой мотивировки) о его увольнении, накануне того дня, когда он должен был выступать по вопросу об Иваново-Вознесенске. 
Было технически трудно увольнять товарища министра внутренних дел в 24 часа в такое тяжелое время, как мы тогда переживали. 
Но о причинах увольнения никаких объяснений мне дано не было. 
Правда, записи этому разговору я не вел, но это одно из главных. 
Затем, относительно общей внутренней политики. 
Тогда я сказал, что, по моему убеждению, все происходящее в политической жизни надо рассматривать так, что назревает новое резко выраженное антидинастическое движение. 
Повидимому, мое заявление, в такой категорической форме высказанное, не как министром внутренних дел, а как общественным деятелем, произвело некоторое впечатление, и, я думаю, едва ли оно способствовало потом, так сказать, правильности отношений. 
Во всю бытность мою управляющим государственным коннозаводством, в течение двух с половиной лет, надо сказать, я вынес самое благоприятное впечатление от личных докладов, сначала как управляющий коннозаводством, а потом, в последние 10 месяцев, как инспектор всего конского отдела, всей конской армии. 
Выяснилось, что конская мобилизация так велика, что нужен посторонний элемент, и полномочия мне были даны большие. 
Надо сказать, во всех технических вопросах, более благоприятного лица для докладов себе представить нельзя было. 
Память великолепная, входил во все подробности, делом интересовался чрезвычайно и оказывал полное доверие и сознательное доверие. 
В области же министерства внутренних дел наступило совершенно другое. 
Как прикасаться к известным вопросам, так глухая стена, пассивное противодействие и полное отсутствие доверия. Вообще, было очень трудно и совершенно бесполезно… 
Через 6 недель я совершенно ясно и определенно это ощутил и хотел уходить. 

Председатель. – Каких же вопросов нельзя было касаться, не встретившись с глухою стеною?
 Щербатов. – Во-первых, определение сферы деятельности министра внутренних дел и председателя совета министров. Ведь это законом совершенно предусмотрено не было. 
Вот по этим вопросам и по вопросам политики к законодательным учреждениям. 
Затем, взаимные отношения государя и министра внутренних дел в отношении к общественным и всяким организациям. 
Взгляды могут быть различные, но тут был такой сумбур, такой невероятный сумбур в этой области, с которым я мириться не мог. 

Председатель. – То-есть где, в жизни или во взглядах вашего собеседника при высочайших докладах?
 Щербатов. – Во взглядах собеседника и в практике. 
Он считал, что вмешательство министерства внутренних дел в его отношения с разными обществами есть посягательство на его прерогативы, что это стесняет его деятельность, а между прочим, из этого выходили самые невероятные вещи. 
Например, в момент вступления моего в должность, обмен телеграммами с земским и городским союзами, при чем телеграммы приходили так, что я не знал их содержания. 
Иванов. – Телеграммы между кем?
 Щербатов. – Телеграммы к городским и земским обществам. 

Председатель. – Они шли через министра двора?
 Щербатов. – Нет, когда через председателя совета министров, а когда и от самого. 
Ведь личного секретаря даже не было. 
Способ ведения дел был вообще чрезвычайно своеобразный. 
Таким образом, что писал государь этим союзам, я узнавал потом уже из их ответов. 
Бесконечные обращения к нему союза русского народа и всех других союзов, которым, собственно говоря, не полагалось непосредственно обращаться к государю, на все это клалась резолюция помимо министра внутренних дел. 
Таким образом, приходилось считаться уже с совершившимся фактом. 
Не помню, но одна из резолюций показалась мне очень неудачной; я ее спрятал в стол и на следующем докладе сказал, что счел невозможным передать в делопроизводство такое заявление. 
«Почему?» – Я говорю «потому, что, по-моему, она должна на месте, в уездном городе, произвести совершенно нежелательное впечатление». 
– «Да это я лично для вас». – «Значит, я должен эту высочайшую резолюцию сообщить?» 
В конце концов, он очень неохотно, но согласился со мной, и я тут же ее уничтожил. 

Председатель. – Это какая резолюция?
Щербатов. – Не помню, по какому-то политическому вопросу. 
Но дело не в существе, а в крайне неудачной форме. 
Я помню, она была совершенно недопустима в сферу уездного города. 

Председатель. – Это единственный случай, что была высочайшая отметка на бумаге, касающейся уездного города, может быть, местного союза русского народа?
 Щербатов. – Может быть, но кроме союза русского народа обращались очень многие. 
Потеряна была всякая правильность в этом отношении. 
Все непосредственно писали, помимо министра, а к министру приходили бумаги уже с резолюцией государя. Все мои попытки устроить, чтобы это направлялось сначала ко мне, чтобы я подобрал по группам и уже тогда приводил в более или менее однородную форму, не увенчались успехом; это считалось как бы вмешательством в личные отношения монарха с теми организациями. 
Затем чрезвычайно характерно в этом сумбуре, который был по отношению к городским и земским союзам, это то, что было в самом конце и на чем произошло острое столкновение с Горемыкиным. 
На последнем заседании совета министров, в ставке, числа 21-22 сентября, когда было выражено неодобрение нашим поступкам (письмо от 21-го августа), после обеда, перед самым отъездом, когда я видеть государя не мог, 
Горемыкин мне передал телеграмму черновик, и сказал, что государь повелел отправить от моего имени эту телеграмму Челнокову и князю Львову.
 
                 ПРОДОВЖЕННЯ  ДИВ, У ЧАСТИНІ 2.....
 
Категорія: Мої статті | Додав: ІлькоТорбинка (27.02.2012)
Переглядів: 646 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Фільтр пошуку
Меню сайту
Категорії розділу
Мої статті [10]
Пошук за словами по сайту
Вхід на сайт
Архів записів (2010-2016 р.р)
Календар..........
Статистика сайту

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Відвідини сайту (з країн) з.1.08.2016 р.
Flag Counter
Copyright MyCorp © 2024